«Да он настоящий эмоциональный вампир», – жалуется вам друг на коллегу. Вы понимающе киваете, но про себя думаете: «Как-то это ненаучно». На самом же деле, ученым известно давно, что эмоции заразительны. По крайней мере, 25 последних лет психологи углублённо изучают такое явление, как эмоциональное заражение. Пересказываем статью Inverse о том, что это такое, и как выработать иммунитет к эмоциональным инфекциям.
Как один человек может менять настроение всего коллектива
Эмоциональное заражение (англ. emotional contagion) – социально-психический феномен, суть которого в том, что один человек может в определённой степени прочувствовать эмоции, которые демонстрирует ему другой человек. Поэтому эмоции распространяются в коллективах и организациях от человека к человеку, как лесные пожары. В итоге настроение всей группы меняется к лучшему или к худшему. Причём такое заражение влияет не только на чувства человека, но и на его мысли и поступки. Мы подвержены влиянию этого явления постоянно и повсеместно, хотя большую часть времени даже не отдаём себе в этом отчета.
Сигал Барсейд – профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете – изучала эмоциональное заражение на протяжении более чем 25 лет. По словам Барсейд, этот механизм – один из наших главных способов передачи эмоций. Неприятная его сторона в том, что часто таким образом мы распространяем негативные чувства. Барсейд заинтересовалась этим феноменом ещё до того, как занялась психологией – во время работы в офисе.
Барсейд сидела рядом с сотрудницей, которая всегда была настроена негативно настолько, что её эмоции меняли настроение всей команды. Она никогда не повышала голоса, да и в словах её не было ничего неприятного. Дело было скорее в едва уловимых выражениях лица, тоне голоса и общей энергетике. Когда эта сотрудница ушла на неделю в отпуск, весь офис почувствовал облегчение. Барсейд поразило, насколько сильным было эмоциональное влияние на весь коллектив всего одного человека. После этого она потратила больше двух десятилетий, чтобы понять, в чём же было дело.
Подражание и обратная связь
Исследователи определяют эмоциональное заражение как «процесс, в котором человек или группа людей влияют на эмоции или поведение другого человека или группы через сознательное или неосознанное навязывание им своего эмоционального состояния и поведения». В «заражённом» человеке оно проявляется двумя способами: через поведенческую мимикрию, подражание и через физиологическую обратную связь.
«Мы не только подражаем чувствам других; мы на самом деле начинаем испытывать их», – объясняет Барсейд. Если кто-то рядом с нами в хорошем или в плохом настроении, мы неумышленно воспроизводим их эмоции. Делаем мы это бессознательно и автоматически – такое поведение заложено в нас эволюцией. Ещё младенцами мы начинаем копировать жесты и мимику взрослых, а потом в разных формах продолжаем делать это на протяжении всей жизни.
Из-за эмоций, наше физиологическое состояние тоже становится другим – меняется интенсивность, с которой кровь приливает к мозгу и разным органам. В результате мы, например, краснеем.
Часто человек даже не осознаёт, что заразился чужими эмоциями, и вместо этого ошибочно ищет причину своего состояния в своей личной жизни. «В каждом новом исследовании мы обнаруживали, что люди по большей части не осознают, что это происходит», – объясняет Барсейд. «Именно из-за этого коварного характера эмоционального заражения так важно, чтобы люди знали об этом явлении», – добавляет она.
Положительные эмоции тоже передаются
С другой стороны, заразительность эмоций может быть и благоприятной. Ведь именно благодаря ей мы способны проявлять эмпатию и оказывать друг другу эмоциональную поддержку. Когда находишься рядом с позитивными людьми, настроение может улучшиться. Происходит это и на индивидуальном уровне, и в маленьких группах, и в организациях и на уровне общества.
В рамках своего исследования в 2002 году Барсейд изучала этот феномен на студентах одной из бизнес-школ. Нанятый актер должен был демонстрировать участникам одно из четырёх эмоциональных состояний: веселый энтузиазм, безмятежную теплоту, враждебную раздражительность и депрессивную медлительность. Ученые следили за выражениями лиц студентов и их эмоциональными реакциями, пока те выполняли задания в команде или соревновались. Кроме того, студенты сами сообщали о своём состоянии исследователям.
Проанализировав собранные данные, Барсейд выяснила, что эмоции актёра оказались для группы заразительными. Также она обнаружила, что заражение позитивными эмоциями – веселым энтузиазмом и безмятежной теплотой – вело к меньшей конфликтности, большему взаимодействию и лучшим результатам при выполнении заданий.
Как противостоять чужим негативным эмоциям
Как мы видим, эмоции часто приходят к человеку извне и завладевают им. В этом кроется опасность для человека, но в этом же спрятан и ключ к безопасности.
Человек находится во власти эмоций потому, что считает их проявлением своего естества, своего Я. Но если вспомнить, что эмоции приходят извне, то легко можно изменить своё отношение к ним: «Пришедшая эмоция – это не я. Какое право она имеет управлять мною, владеть мною, диктовать мне, как мне себя вести? Никакого!»
Итак, мы выявили два простых шага по управлению эмоцией: увидеть её со стороны и вспомнить, что «она – это не я». Сделайте это, и вы увидите, как легко сможете контролировать своё эмоциональное состояние, а значит противостоять негативному воздействию извне.
А если вы смогли овладеть своими эмоциями, значит, вы сделали шаг на пути совершенствования своей души.