Меню Закрыть

Наше будущее родом из детства

Даже не обладая особым даром аналитического ума, можно заметить, что сегодня между поколениями образовалась огромная пропасть. И дело не только в новейших технологиях, которые молодёжь осваивает стремительно чуть ли ни с пеленок. Пробел образовался в морально-этических нормах, в чувственном восприятии жизни.

Новое поколение всегда будет отличаться от своих предков, но это не снимает ответственности с последних за воспитание будущих людей. Старшее поколение должно использовать накопленный богатейший опыт всего человечества для гармоничного существования на Земле.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты нашей цивилизации. Более двух тысячелетий назад передовые философы античного мира пришли к пониманию, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», – говорил Демокрит (460-370 гг. до н. э.), положивший начало новой науке о воспитании. В его трудах были разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности на основе высокой нравственности. На протяжении двух веков великие ученые, философы, педагоги передавали обществу свои глубокие знания. И мудрость их была востребована.

Современный мир за последние 100 лет изменился не только внешне; его внутреннее состояние можно охарактеризовать как тяжелую затянувшуюся болезнь. А имя этой болезни – бездушие.

В такой ситуации врачами можем быть только мы сами. Сегодня среди нас есть много родителей, педагогов, воспитателей, которые задумываются над проблемой резкого ухудшения не только физического, но и морально-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Формирование личности человека начинается с раннего детства, со дня рождения, и так проходит стремительно, что важно не упустить время.

Вспоминая о своем раннем детстве, Лев Николаевич Толстой писал: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много и так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

Тяга к творчеству проявляется уже тогда, когда ребенок из кубиков или песка строит дом, впервые рисует дерево или свою маму, сочиняет стихотворение. К сожалению, в процессе школьного обучения это стремление к творчеству обычно меркнет. Одной из причин этого, скорее всего, яв­ляется загруженность учащихся обязательными занятиями, в процессе которых надо не столько творить, выдумывать, строить, сколько выучивать, зазубривать и уметь воспроизводить заученное. Именно поэтому передовые педагоги уходят от традиционных методов и разрабатывают технологии развивающего обучения, учитывая все осо­бенности творческого развития детей.

Чтобы познакомиться с некоторыми методиками воспитания и образования, мы решили обратиться к педагогу дошкольного образования А. Петижан и преподавателю начальной школы И.Б.Лебедевой из Санкт-Петербурга.

Вопрос: Что вы думаете о современных детях, какие они в семье, в обществе?

А. Петижан: К сожалению, сейчас в детях преобладает дух потребительства. Я считаю, что причиной этого во многом является телевизор, ранний компьютер. Например, когда ребенок разглядывает картинку в книжке, он уделяет этому время, вглядывается во все детали, думает – задействовано мышление и воображение. Перед экраном ребенку ничего не нужно делать, он пассивно получает готовую информацию, в его голове не остается места для личного понимания, только навязанная картинка, стереотип. В старославянском языке слово «потреблять» означает «уничтожать». Чем потребитель отличается от человека? Тем, что он потребляет в готовом виде, не выбирая. В дальнейшем сможет ли такой человек в нужный момент сделать свой выбор, например, выбор между Добром и Злом? Он не будет чувствовать разницы, ему будет всё равно.

Родители, ошибочно считая телевизор одним из основных источников получения знаний, позволяют детям часами находиться перед экраном. Но многие не знают, что через телевизионные программы идет духовное порабощение, своего рода гипноз. Самое страшное, что телевидение призывает к свободе в худшем её понимании. Я замечаю, что молодёжь мельчает, рушатся традиции.

Вопрос: Чем это вызвано?

А. Петижан: Разрывом между человеком и Богом. Потерей связи с поколениями.

Вопрос: Что делать?

А. Петижан: Ничего. Спасать себя, свою семью, своих близких. Человек должен прийти к Богу.

Вопрос: Что вы думаете о воспитании детей в детских садах?

А. Петижан: Детский сад – это коммунистическая организация. Если мы хотим «раздавать» своих детей, то … Ребенку лучше получать развитие и тепло дома. Основа человека формируется в детстве, до семи лет. Она-то и составляет тот стержень, благодаря которому в дальнейшем он будет устойчиво идти по жизни. Сейчас существует множество кружков, детских студий, подготовительных классов, куда малыша можно водить для получения своей порции знаний, общения со сверстниками и адаптации к школе. Это всё же регламентированное время.

К.Д. Ушинский (знаменитый русский педагог 1824 — 1870) писал: «Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости». 

Ребенку до пяти лет общение в таком объеме, как это происходит в детском саду, не нужно. Он устает, становится агрессивным. Хорошо, если в группе 5-8 детей, но это бывает не так часто. И ещё одна главная проблема: все занятия с малышами в детских садах направлены на интеллект в чистом виде. Но дети до семи лет живут в своём мире. Они воспринимают его через игру, через ощущения. Ошибка взрослых в том, что они пытаются проникнуть в этот мир, навязать свои представления, сделать его интеллектуальным, минивиртуальным. Но это не является жизнью ребенка.

Вопрос: С чего Вы начинаете первое посвящение ребенка в мир познаний?

А. Петижан: Ребенок учится жизни через подражание, пример, а также сказки, игры. Слово сказки живёт в детском сознании и в мире его чувств. Через сказку, через её слово мы строим духовный мир ребенка. Каким построим – в таком он и будет жить.

Удивительно, если раньше дети всегда играли сами, то сейчас их нужно этому учить. В игре малыш познаёт мир, выражает себя. В ней он может «примерять» на себе различные, в том числе и взрослые роли. Подкрепляются такие занятия работой руками: ребёнок должен развивать руки, моторику пальцев, потому что работа мозга связана с руками. Лучше, если, в игре и работе используются природные материалы. Потому что связь с реальностью – самое важное. Любое маленькое дело лучше большого безделья. Тем более, ребенку это очень нравится.

Теперь мы хотели бы задать вопрос Лебедевой И.Б.

Вопрос: Как проходит Ваша работа с детьми в начальной школе?

Лебедева И.Б: В первом семилетии ребенок по своей сути глубоко религиозен. Понятия добра и зла, правды и кривды от природы истинны, не искажены взрослым миром. Все предметы для него живые. Русские народные сказки – просты, но очень созвучны с его пониманием мира, они как нельзя лучше закрепляют эту мораль в маленьком человеке. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только рацио­нально, но и сердцем, чувствами, что, несомненно, развивает его интуитивные способности, со­ставляющие основу рождения новых знаний.

В первые годы происходят самые большие изменения за всю его жизнь: он начинает ходить, говорить, мыслить. Для этого требуется очень много сил. Лишняя нагрузка нежелательна.

Все это время ребенок испытывает чувство благоговения к родителям, к красоте, к окружающей природе. Под воздействием этого импульса он и приходит в первый класс, с огромным желанием познать мир. Необходимо не гасить эти чувства, а поддержать. Часто мы видим обратное, когда детям в начальной школе пытаются загрузить голову, сделать из них интеллектуальных «старичков», такие дети начинают «усыхать», они не могут смеяться, радоваться. Возраст второго семилетия – это возраст удивления, когда всё переживается через «Ах

Интеллектуальное как таковое начинает действовать в ребёнке лишь по достижении им возраста половой зрелости. Он ещё успеет с наслаждением пережить могущество логики.

Сейчас передо мной стоит иная задача, а именно: поддержать в детях интерес к знаниям. Если мы будем давать эти знания классифицированно, понятийно, наукообразно, этот природный импульс угаснет, и мы получим очередной «винтик». Если же ребёнок успеет в этом возрасте сам прочувствовать и познать красоту человека, явлений природы, познает дух исследования и вкус собственного наблюдения, то в старших классах такие дисциплины, как физика, химия, геометрия и др. будут для него понятны и реально связаны с жизнью. Для такого человека окружающая среда не будет абстрактным явлением, из которого и с помощью которого можно будет выжимать все соки для достижения благ человеческих. Для него этот мир будет реально существующим и живым. Такого человека будет трудно заставить разрушить этот мир: слить отходы в реку, уничтожить лес, истребить животных. Он будет понимать, что прекрасное – очень тонкое. Ранний интеллект не только опасен для физического здоровья ребенка, он выхолащивает душу, сводя до минимума человеческие отношения. Ребенок, а потом и взрослый не будет понимать и чувствовать людей, не будет интересоваться ими. Он всё будет подвергать логическому анализу.

Мне хотелось бы заложить такую основу, которая позволила бы человеку состояться в будущем как личность. Его взгляд на мир индивидуален, а социальность позволяет выходить в мир и общаться!

Мы начали свои размышления и беседы о возрасте самом раннем, но, как оказалось, и самом важном. Конечно, чтобы читателю сделать выводы, а тем более перейти к действиям, нужно время и понимание. Воспитание детей – это всегда жертва, жертва собою, своими укоренившимися концепциями.

Как найти в процессе воспитания ту золотую середину – провести по дороге детства, оберегая и наставляя и при этом не навредив грубым вмешательством в глубоко личный процесс развития юной души? Как воспитать достойного и высоконравственного человека?

Мы, взрослые, искренне желаем добра своим чадам. Однако при решении насущных проблем воспитания необходимо расширить рамки понимания этого вопроса от личного до общенационального. Осознав глобальность грядущих изменений в человеке и обществе, мы сможем посредством мудрого воспитания позаботиться о своём будущем и успеть направить его в нужное русло.

Об этом надо рассказать друзьям

1 thought on “Наше будущее родом из детства

  1. Юрий

    Высказанные взгляды вызывают уважение. Несмотря на лаконичность, очень ёмко и глубоко. И очень созвучно тому, что ощущаю сам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × три =