Меню Закрыть

Почему древние лекари превосходили современных

В древнем Китае жил знаменитый лекарь Бянь Цюэ. Его братья также занимались медициной. Однажды Бянь Цюэ беседовал с правителем Вэйвэнем. Когда правитель спросил о медицинских навыках его братьев, Бянь сказал, что лучшим является старший брат, средний немного ему уступает, а сам он – худший из них. Правитель спросил, почему же так?

«Мой старший брат определяет болезнь по состоянию внутреннего духа человека, поэтому он может устранить болезнь до её формирования. Об этой его способности знают только члены нашей семьи. Средний брат излечивает болезнь в начале её формирования, он известен в нашей деревне. Что касается меня, то я использую акупунктуру, назначаю лекарства и провожу разные врачебные манипуляции с мышцами и кожей. Я известен не только в нашей стране, но и за её пределами».

Этот пример объясняет ключевой принцип китайской медицины: болезнь тесно связана с внутренним духом человека. Вместо того, чтобы лечить болезнь после того, как она сформируется, можно исправить характер человека. Это поможет излечить болезнь на самой ранней стадии.

Об этом было написано в самой ранней книге о китайской медицине – книге Хуанди Нэйцзин (Трактат Жёлтого императора о внутреннем). Там написано: «Великий лекарь лечит болезнь до её возникновения; лекарь средних способностей лечит болезнь, когда она возникла, но ещё не проявилась; посредственный лекарь лечит болезнь после того, как она уже проявилась».

Нетрадиционные способы мышления

Древняя китайская медицина была способна улучшить здоровье пациента, фокусируясь на его сознании и на образе его жизни. Известный поэт династии Хань – Мэй Чэн – в своём знаменитом произведении «Ци Фа» приводит такую историю.

После того как наследный принц царства Чу заболел, его навестил гость из царства У, и между ними произошла интересная беседа. Гость сказал, что принц болен потому, что слишком потакал себе в удовольствиях, похоти и других формах аморального поведения. Наследника можно излечить без иглоукалывания и снадобий: болезнь пройдёт от значимых и прекрасных слов.

Затем гость подробно остановился на том, как гуцинь (древний музыкальный инструмент) может воспроизводить чудесные мелодии, как хорошо приготовленные блюда могут удовлетворить вкус человека, как праздник может дарить людям радость, и как охота естественным образом обеспечивает необходимую физическую нагрузку.

Принц слушал, выражение его лица становилось всё менее напряжённым. Гость продолжал описывать празднества и забавы, которые происходят после охоты. Слушая это, принц захотел встать.

Затем гость описал прекрасный прилив, который он наблюдал с холма в Гуанлин, а потом кратко познакомил принца с глубокими учениями древних мудрецов о том, как восстановить естественный порядок в мире. К этому времени, несмотря на болезнь, принц уже мог стоять, держась за угол стола. «Твои слова очистили моё сознание и пробудили меня, как будто я сам услышал проповеди великих мудрецов», – сказал он.

Изучая китайскую медицину в наши дни, люди чаще всего думают о таких методах, как акупунктура или лекарства на травах. Но на самом деле есть много способов улучшения здоровья и исцеления от болезней через гармонизацию сознания и тела.

Люйши Чуньцю, автор канонического текста «Вёсны и осени господина Люя» в главе «Верность» поведал такую историю. Правитель царства Ци заболел, пригласил Вэнь Чжи из Суна и попросил его вылечить. Изучив симптомы заболевания, Вэнь понял, что единственный способ лечения болезни состоял в том, чтобы вызвать гнев правителя. Он намеренно пропустил несколько назначенных ему приёмов, а позже ещё и оскорбил властителя. В конце концов, болезнь исчезла.

Хуа То использовал подобный метод, чтобы излечить главного чиновника уезда. Хуа То оставил ему письмо, в котором осудил все его поступки, совершённые в прошлом. Чиновник пришёл в ярость, у него открылась рвота с кровью, и болезнь прошла.

Исцеление человека и исцеление общества

Сунь Сымяо был известным врачом в период династии Тан. Он понимал, что лечение человека и лечение всего общества тесно связаны. Известные люди того времени, такие как Сун Чживэнь, Мэн Шэнь и Лу Чжаолинь, уважали Суня и считали его своим учителем. Лу, известный поэт династии Тан, учился у Сунь Сымяо самосовершенствованию, астрономии и медицине.

Однажды Лу спросил: «Что происходит, когда великий врач лечит болезни?» Сунь ответил: «Человек, который хорошо понимает как надо следовать Небесным законам, должен принимать участие в управлении государством и заниматься мирскими делами. Тот, кто хорошо разбирается в строении человеческого тела, также должен подчиняться Небесным законам. Четыре сезона и пять элементов постоянно чередуются между собой. Небесные законы имеют различные проявления: гармония как дождь, гнев как ветер, застывание как ледяной туман, диффузия как радуга.

У человека есть четыре конечности и пять внутренних органов. Тело активно в течение дня и отдыхает ночью, оно впитывает жизненную энергию, выделяет отработанные вещества и вбирает новые. Так работает человеческое тело. В теле одновременно действуют инь и ян. Человеческое тело функционирует по таким же принципам, как и Небо. Человек тесно связан с Небом. То есть инь и ян человеческого тела такие же, как в природе. Когда инь и ян человеческого тела выходят из равновесия, то на поверхности тела могут проявляться различные отклонения. Однако коренная причина их находится внутри тела.

Это же происходит с Небом и Землёй. Когда звёзды сходят с орбиты, движение солнца и луны происходит несогласованно, тогда на Земле портится погода и пересыхают реки. Это происходит из-за отклонения от Небесных законов.

Поэтому, когда хороший врач лечит пациентов, он очищает тело пациента с помощью лекарственных трав и исцеляет с помощью иглоукалывания. Когда мудрец совершает благодеяния в мире, он гармонизирует всё с помощью добродетели, а вспомогательными средствами у него являются административные методы. Таким образом, в результате всё возвращается к Небесным законам и праведному пути. То есть физические проблемы могут быть решены, и природные катаклизмы могут быть ослаблены. Великий лекарь лечит болезнь до её возникновения; лекарь средних способностей лечит болезнь, когда она возникла, но ещё не проявилась; посредственный лекарь лечит болезнь после того, как она уже проявилась».

Он также указал: «Хороший лекарь помогает людям, не гонясь за славой и богатством. Он действует решительно и не упускает мелочей. У него гибкий ум, он поступает прямо и благородно. Он не отступает от своих принципов, перед соблазном выгоды, и не сожалеет, если в результате честного поступка что-то потерял».

 

Об этом надо рассказать друзьям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

20 − 1 =